Осталось немного времени, и начнется коммерческая эксплуатация Кашаганского месторождения, которое является по-своему уникальным и одним из крупнейших в мире. Об этом пишет "Литер", как передает http://www.centrasia.ru. Уже это обстоятельство обещает не только изменить социально-экономический облик страны, но и ее энергетический статус. Казахстан войдет в число крупных экспортеров нефти и газа на планете. С другой стороны, Кашаган придаст новый импульс роста национальному ВВП. Только за последние 6 лет консорциум иностранных инвесторов заплатил порядка 8 млрд долларов за казахстанские услуги и товары. За время реализации проекта "Кашаган" в регионе обновилась также социальная сфера – школы, медучреждения, усилилась борьба за окружающую среду. Сроки сдачи месторождения в эксплуатацию неоднократно переносились. Но в этот раз подрядчики и оператор обещают сдержать свое слово. Об этом говорит недавний визит казахстанских журналистов на Кашаган. Большинство объектов на севере Каспия готовы и сегодня ждут большую казахстанскую нефть. Осталось немного времени до того момента, когда с крупнейшего в мире казахстанского месторождения Кашаган пойдет первая нефть. Для республики это будет событием века, способным преобразить страну и дать новый импульс экономическому и социальному развитию. Ведь запасы Кашагана оцениваются в 4,8 миллиарда тонн нефти. Поэтому у представителей энергетических компаний, занятых в реализации крупного нефтегазового проекта, есть основания для гордости. Как отмечают они, им приходилось решать не только трудные инженерные задачи, но и думать о хрупкой экологии Северного Каспия. Главное – безопасность История разработки крупнейшего в мире нефтегазового месторождения началась 30 июня 2000 года, однако за небольшой период времени участники проекта Кашаган перенесли сложные испытания. Именно так можно охарактеризовать те условия, в которых живут и работают сегодняшние вахтовики. Стоит отметить, что рабочим приходится трудиться по 10–12 часов в день в течение 28 дней. Суровые условия труда обусловлены экстремальными температурами от +40 до -40. Низкий уровень соли, вызванный притоком пресной воды из Волги, в сочетании с мелководьем (3–4 метра. – Ред.) и субарктическими температурами приводит к тому, что Северный Каспий покрыт льдом около пяти месяцев в году. Ледоход и образование узких борозд от движения льда на дне моря накладывают серьезные ограничения на ведение строительных работ. Кроме этого, зимой рабочие трудятся на открытом воздухе не больше часа, затем отогреваются в помещении – и обратно на мороз. Однако, по заверениям самих рабочих и кураторов проекта, все это ничто в сравнении с тем результатом, который был достигнут за эти годы. И действительно, увиденное поражает воображение. К слову, при строительстве на одном только острове, который обозначен литерой "Д", было использовано 105 тысяч тонн бетона. Стоит отметить, что эту цифру операторы North Caspian Operating Company (NCOC) сравнивают со 167 статуями Свободы в Нью-Йорке. Начнем все по порядку. До настоящего времени лишь единицы журналистов могли попасть на объекты Кашагана, и, как правило, ими были представители зарубежных СМИ. Все это имеет свое объяснение, так как компании, вовлеченные в проект, в большинстве своем иностранные инвесторы. Но речь идет о крупном месторождении, находящемся на территории Казахстана, а потому и появилась идея познакомить население нашей страны с неординарным по мировым меркам технологическим проектом. В связи с этим оператор North Caspian Operating Company организовал поездку на нефтяной Клондайк отечественных журналистов. Как сказала в дружеской беседе советник по связям с общественностью компании NCOC Гульмира Шалабекова, сегодня просто необходимо, чтобы казахстанцы знали, что происходит в нефтяной отрасли в целом и на Кашагане в частности. – Очень большая работа предстояла нам, чтобы организовать эту поездку для наших журналистов, – сказала она. По ее словам, приходилось часами объяснять руководству необходимость мероприятия, но такова работа, и определенная упертость начальников попросту связана с особенностью и опасностью нефтяного производства. Действительно, одни только буровые трубы, которые на своих плечах переносили рабочие, внушали уважение даже любителям армрестлинга. Но после долгих убеждений, по словам нашего "гида", руководство компании выбросило белый флаг и позволило отечественным журналистам осветить "финальную стадию" введения в коммерческую эксплуатацию крупного месторождения. Правда, меры безопасности давали о себе знать. Пресс-тур начался с ценных указаний: журналистам рассказывали о том, как вести себя на катере, в море и на стратегических объектах, которые представляли собой сложные инженерные конструкции. И здесь на самом деле трудно обойтись без простой мудрости, которой поделились организаторы поездки: "Не лезь куда попало, может убить!" Отметив чувство юмора коллеги из NCOC, мы стали грузиться в автобус, а грузить было чего, поскольку допуск к нефтяным объектам невозможен без "спецовки". Одели нас по всем правилам: комбинезон, куртка, теплые носки, ботинки на высокой платформе, а на голову каска, очки и в уши беруши. В наборе еще присутствовали респираторы, но в них, по словам рабочих, на тот момент не было необходимости. С шутками и весельем, хотя время сбора было 6 утра, нас повезли на речной вокзал. Проезжая по Атырау, в свете галогеновых ламп можно было заметить, что в городе, несмотря на ранний час, кипит жизнь, полным ходом ведется строительство домов, дорог и магазинов. В общем, город растет и развивается. Пока мы любовались видами города, время пролетело незаметно, и наш "отряд" прибыл на контрольно-пропускной пункт сборки рабочих для отправки на морские объекты. На КПП, помимо основных мер безопасности, всех без исключения проверяют на содержание алкоголя. Мультикультурный коллектив Мелкий дождь, шедший в то утро, приморил, и некоторые журналисты, посапывая в такт тарахтящему двигателю, уснули, а более стойкие продолжали смотреть на берега Урала, которые впоследствии сменились бесконечным на первый взгляд зеркалом Каспийского моря. Через 80 километров от Атырау и около 3 часов пути наше судно подошло к пристани первого объекта посещения – к острову "А". На нем нас встретил Жанкарло Руи, менеджер проекта морского комплекса компании "Agip KCO". По его словам, на этом острове, где имеется 8 скважин, будет добываться нефть, а "первичную обработку она будет проходить на острове "Д", до отправления на материк". – Сегодня этап строительства (на острове "А". – Ред.), который начался 8 лет назад, завершен, на этапе завершения пусконаладка – 90–95 процентов. После этого объекты острова будут передаваться производственной организации, – отметил Руи. Действительно, на острове "А" практически нет рабочих, что позволяет говорить о завершении основных работ. А на момент запуска нефтедобычи, по словам Жанкарло Руи, на острове будет еще меньше людей, поскольку весь процесс будет контролировать умная техника из операторского центра на острове "Д". Связано это с тем, что необходимо обеспечить минимизацию производства, а также безопасность. Участь стать "необитаемыми островами" уготована многим объектам на Каспии, за исключением главного острова – "Д". Кстати, главный остров оказался недалеко, потребовалось 40 минут путешествия на катере, чтобы добраться до него. Он представляет собой уникальное эксплуатационно-техническое сооружение и играет роль хаба. На него будет поступать нефть со скважин расположенных рядом спутниковых островов, так называемых центров компримирования (технология промышленной обработки и подготовки газа. – Ред.) EPC 2, EPC 3 и EPC 4, а также с объекта "А". К слову, остров "Д" тоже не обделен функцией добычи нефти. На нем имеются 12 скважин, и его можно с полным правом считать многофункциональным объектом. Размеры острова "Д" можно сравнить с небольшим микрорайоном, в котором работают и живут около 5000 человек. Но на момент запуска коммерческой эксплуатации численность людей сократится до 240 человек. Останутся только контролирующий и обслуживающий персонал. А пока остров напоминает большой муравейник в открытом море, где люди не стоят на месте. Повсюду слышны удары молотков, работают насосы и компрессоры, жужжат углошлифовальные машины и даже циркулирует транспорт. Другой особенностью "микрорайона нефтяников" можно назвать его обитателей, а это представители едва ли не всех национальностей мира. Такой состав рабочих и служащих связан с тем, что в реализации проекта Кашаган занято несколько иностранных компаний. Участниками интернациональной стройки являются итальянская Eni, американская ExxonMobil, голландско-британская Royal Dutch Shell, французская Total, ConocoPhillips и японская Inpex. Также участником крупного проекта является отечественная компания "КазМунайГаз". Сегодня вместе с казахстанцами на острове "Д" работают итальянцы, англичане, шотландцы, американцы, турки, арабы, филиппинцы, индийцы, румыны, болгары, поляки и т.д. Остров представляет собой проекцию будущего мультикультурного общества, где каждый участник ориентирован на общий результат – добычу черного золота из недр Каспия. По этому поводу сами нефтяники с улыбкой произносят "Kashagan, Connecting people", приспособив на местный лад рекламный слоган финского производителя сотовых телефонов. И в этом смысле неспроста остров "Д" называют хабом, соединяющим как людей, так и потоки будущей нефти. Человеческий сплав – особая тема. Покидая остров "Д", два темнокожих энтузиаста устроили журналистам импровизированный концерт. Один играл на виртуальной трубе, а другой в руках держал вымышленный флаг. После непродолжительного выступления на берегу острова, участники парада отдали честь и строевым шагом отправились по своим делам. А журналисты, получив всю информацию о жизни острова "Д", отправились на новый нефтегазовый объект. Точка сбора Следующей остановкой стала установка комплексной подготовки нефти и газа (УКПНиГ) "Болашак", которая расположилась в 32 км от города Атырау. Однако назвать этот центр установкой будет неверно. За 10 лет строительства общая площадь наземных объектов составила 119 квадратных километров, что соизмеримо по площади с таким городом, как Амстердам. На "Болашак" по дну Каспия будет приходить нефть и газ с морских объектов. Затем полупродукт будет перерабатываться, разделяясь на нефть, серу и газ. Что касается газа, то часть пойдет обратно в море, в качестве топлива на морские объекты на месторождении Кашаган. Стоит отметить, что УКПНиГ рассчитана на переработку 450 тысяч баррелей нефти в сутки. Таких показателей можно будет достигнуть, когда все объекты, и наземные, и морские, выйдут на полную мощность. А пока представители NCOC говорят о 370 тысячах баррелей в сутки. Комплекс "Болашак", в отличие от своих объектов, расположенных в море, выглядит более чисто, это связано с тем, что УКПНиГ ждет, когда на нее придут углеводороды. Иными словами, все готово. И операторы, сидя в кожаных креслах у мониторов, уже ведут пристальное наблюдение за всеми узлами и агрегатами всего нефтяного пути. Отправляясь в поселок вахтовых рабочих Самал, была обнаружена пропажа. Наблюдая за операторами, их "тезка" – оператор с телевидения – заблудился, и автобус уехал без него. Однако система охраны сработала оперативно: буквально через 2 минуты нас догнал внедорожник, в котором сидел наш коллега. Это лишний раз подтверждает слова секьюрити, что на энергетических объектах даже муха не пролетит незаметно. Такое впечатление, что охранники находятся на каждом шагу. Не меньше внимания на месторождении уделяется экологии. Журналистам презентовали проект устройства лесозащитной полосы между УКПНиГ и вахтовым поселком Самал. Требование о размещении "зеленого пояса" закреплено казахстанским законодательством. Этот проект предусматривает высадку около 140 тысяч деревьев и кустарников. Однако прорасти лесу мешает бедная почва, поэтому здесь предусмотрена специальная система орошения с предварительной прокладкой геомембраны, которая не допустит проникновения соли к корням и позволит нормально чувствовать себя карагачам и ясеням. В вахтенном поселке Самал используется современная техника, и о досуге работников-застройщики позаботились. Для них открыт большой спортзал с площадками для баскетбола и волейбола, тренажерный зал, помещение для игры в настольный теннис, есть даже комната для заморской игры сквош. Имеется ресторан и современный медцентр. Кроме этого, рабочие могут просто отдыхать в номерах, которые, между прочим, превосходят многие номера 3-звездочных гостиниц. В рабочем поселке, в отличие от острова "Д", многонациональный состав поредел. На глаз 80–90 процентов здесь – казахстанцы, также привлекает внимание доля "отечественного содержания" в проекте Кашаган, которая тоже растет. По словам замдиректора по внешним связям NCOC Ерболата Оспанова, за период с 2006 по 2011 год консорциум провел 24 специализированных форума для потенциальных поставщиков и 223 семинара для более чем 1,4 тыс. казахстанских компаний. – За этот период более 450 компаний прошли квалификационные аудиты, 58 компаний обучено профессиональным навыкам по различным рабочим специальностям, – сказал Оспанов. В итоге около 8 млрд долларов США было выплачено за местные товары, работы и услуги за период 2006 – I кв. 2012 г. Ясно одно, Кашаган открывает огромные возможности для казахстанской экономики. NCOC занимается развитием социальной сферы региона, строятся детские сады и медицинские учреждения, прилагаются усилия по сохранению природы Каспия. К примеру, большинство экологов беспокоит судьба каспийских тюленей, однако NCOC провело ряд исследований, согласно которым показатели рождаемости этого существа имеют волнообразный характер и меняются с каждым годом. Так, за последние два года популяция снова выросла. Однако заботой о тюленях добрые дела консорциума не заканчиваются. Существует целый ряд проектов, но описать все за один раз, к сожалению, невозможно, поскольку займет немало газетных полос.
|