-->
Недавние перебои поставок нефти из России снова вызвали дебаты о том, как обеспечить надежность энергоснабжения Европы. В связи с этим французский энергетический гигант Total видит новые возможности сбыта сжиженного природного газа (СПГ) в Старом Свете. Жидкий газ дороже трубопроводного. Однако директор по стратегическим вопросам газового направления Total Филипп Соке считает, что «цена не единственный критерий, который нужно учитывать».
Французский концерн Total является одной из крупнейших нефтегазовых компаний в мире, действует более чем в 130 странах. Сфера деятельности компании — разведка месторождений, добыча нефти и газа, очистка и маркетинг, торговля и производство электроэнергии. Выручка компании в 2005 году составила более 143 млрд евро.
Более высокая стоимость сжиженного газа возникает из-за дорогостоящего процесса обработки. По мнению эксперта Total, «разница в цене между жидким и трубопроводным газом компенсируется только при общей длине труб более 3 тыс. км». Однако надежность энергоснабжения может стать весомым аргументом в пользу жидкого газа.
Французский концерн полагает, что рост спроса на СПГ составит 9—10% в год, что больше, чем на трубопроводный газ или нефть. Сейчас доля сжиженного газа составляет 28% от всего объема газа, производимого в мире. По оценке Total, к 2010 году она вырастет до 40%.
Total хочет получить хороший кусок этого растущего рынка. В настоящее время концерн производит около 8 млн т СПГ в год и занимает второе место после Royal Dutch Shell. По словам менеджера Total, «компания намерена сохранить свои позиции». Более того, к 2015 году Total планирует увеличить объемы производства более чем в два раза и производить не менее 20 млн т СПГ.
Сейчас Total использует пять терминалов для сжижения газа, еще три находятся в стадии строительства. С 2010 года начнется строительство еще четырех новых терминалов, а также расширение уже существующего производства в Нигерии.
Семь терминалов, принадлежащих французскому концерну, служат для регазификации (разжижения). Для увеличения производственных мощностей концерн уже начал строительство еще трех таких терминалов. Точные суммы инвестиций Total не сообщает, однако известно, что расходы на строительство каждого производства составляют 1—2 млрд долл. В связи с постоянным увеличением стоимости строительства Shell и Enron отказываются от расширения уже существующих терминалов.
«Стратегия Total выглядит весьма убедительно», — считает Эрик Менигер, аналитик Broker Oddo. «Тот, кто намеревается использовать запасы газа на Ближнем Востоке, должен обязательно производить сжиженный газ». Так, в планах Total сооружение нового терминала для освоения газового месторождения Южный Парс в Иране. Кроме того, Total совместно с E.ON Ruhrgas планируют построить новый терминал в Хорватии, который должен быть сдан в эксплуатацию к 2010 году. E.ON намеревается также построить терминал в порту Вильгельмсхафен.
Менеджер Total Филипп Соке видит опасность в том, что ввиду планируемого увеличения объемов поставок газа могут быть созданы избыточные производственные мощности. «Именно так произошло в Великобритании, где после резкого роста цен на газ был дан старт многим новым проектам», в частности строительству двух новых терминалов. В октябре вступил в эксплуатацию новый газопровод между Норвегией и Великобританией. Важнейшие месторождения газа концерна Total находятся в Катаре, Нигерии и Иране. Россия с ее большими запасами газа не является поставщиком концерна. Ранее Total планировал вместе с «Газпромом» начать освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения. Но Москва отказалась от сотрудничества с французами. Несмотря на это, концерн открыт для диалога и готов работать вместе с российскими партнерами. По материалам РБК daily.
Нефтепродукты на eOil.ru
|