После Вашингтона, где она покорила в пятницу Джорджа Буша "своим умом, обаянием и свободолюбием", канцлер Ангела Меркель отправляется в понедельник в Москву, и там ее беседы с Владимиром Путиным могут оказаться не столь теплыми. Восстанавливая тесные связи с США и несколько дистанцируясь от России, Ангела Меркель в какой-то мере действует вразрез с политикой своего предшественника. Впрочем, она не покушается на российско-германский стратегический альянс, жизненно важный для Германии, в частности, из-за потребности в бесперебойных поставках российского газа.
Поэтому разговор неизбежно пойдет о кризисе на Украине и опасениях, появившихся в Европе из-за повышения цены на российский газ, а также о прокладке газопровода по дну Балтики. Кроме того, Ангела Меркель хочет заручиться российской поддержкой позиции, занятой Европой и США в вопросе об иранской ядерной программе. Безусловно, этот визит не является чисто символическим, но никто не ждет резких сдвигов в отношениях между двумя странами.
В первые недели пребывания на посту канцлера Ангела Меркель четко обозначила свои приоритеты в области внешней политики: это укрепление политической интеграции в рамках Европейского союза и новые трансатлантические отношения, основывающиеся на взаимном доверии.
При этой схеме российско-германские отношения, занимавшие привилегированное место при Герхарде Шредере, а до него - при Гельмуте Коле, не могут не изменить своего характера. Они будут в большей степени базироваться на общих интересах, чем на общности точек зрения, говорят в кулуарах министерства иностранных дел. Впрочем, перед отъездом в Вашингтон в интервью еженедельнику Der Spiegel Ангела Меркель заявила, что "у нас пока меньше общих ценностей с Россией, чем с Америкой. В то же время мы весьма заинтересованы в том, чтобы Россия развивалась в разумном направлении". Тем не менее, канцлер понимает, что из всех стран Европейского союза Германия, безусловно, имеет лучшие отношения с Россией.
"От Ангелы Меркель и Владимира Путина не следует ожидать демонстрации крепкой мужской дружбы времен Герхарда Шредера. Путин наверняка не пригласит Ангелу Меркель в сауну. Конечно, канцлер захочет продолжать нынешнюю германскую политику, но в менее эмоциональном и более сдержанном духе", - считает Александр Рар, специалист по российским делам из Немецкого общества внешней политики.
Ангела Меркель, которая пытается почувствовать себя независимой если не от политики, то по крайней мере от стиля ведения политики своего предшественника, будет вынуждена, наряду с энергетическими вопросами, прорабатывать и другие аспекты российско-германских отношений.
Посредническая миссия. По мнению Александра Рара, одной из миссий, которые Германия могла бы взять на себя, является посредничество между Россией и членами ЕС, в прошлом входившими в Варшавский пакт. Жившая при режиме ГДР, Ангела Меркель хорошо понимает опасения, которые может вызывать у этих стран стремление России выстроить буферную зону вокруг своих границ.
Поскольку накануне визита в Вашингтон канцлер позволила себе подвергнуть критике существование тюрьмы в Гуантанамо, следует ожидать, что она затронет вопрос о правах человека в России и тему войны в Чечне. Хотя Герхард Шредер всегда старался избегать данной темы и называл конфликт "внутрироссийским", Ангелу Меркель к этому толкают руководители не только ее собственной партии, но и деятели СДПГ. Именно поэтому, помимо бесед с Владимиром Путиным, в ее повестке дня фигурируют встречи в германском посольстве с представителями российских правозащитных организаций и людьми, критикующими войну в Чечне.
|