Однажды Уинстон Черчилль назвал Россию "загадкой, завернутой в тайну и помещенной внутрь головоломки". То же самое, похоже, можно сказать и про путинскую Россию, которая с 12 января занимает переходящий пост председателя "большой восьмерки". Это беспрецедентное событие в истории клуба великих держав, безусловно, является успехом для российского президента. Этим летом Владимир Путин будет принимать в Санкт-Петербурге руководителей семи самых развитых стран планеты - США, Германии, Японии, Соединенного Королевства, Франции и Канады.
Следует ли усматривать в этой "коронации" великое возвращение России на международную арену? С одной стороны, путь к возвращению в ранг великих держав России, первый контакт которой с G8 осуществил во время Лондонского саммита 1991 года последний советский руководитель Михаил Горбачев, является значительным. Но с другой стороны, Москва не может забывать ни о проникновении НАТО и Евросоюза в ее бывшую зону влияния, ни о "революциях" в Грузии и (тем более) на Украине, ни о попытках американского продвижения в Центральной Азии.
В разгар очередного нефтяного шока Россия - второй в мире экспортер нефти и первый экспортер газа - располагает достаточными средствами, чтобы в "большой восьмерке" был слышен ее голос. Именно в качестве гаранта мировой энергетической безопасности Москва хочет представить себя на саммите в Санкт-Петербурге. Владимир Путин уже предложил партнерам "мировую энергетическую политику". Эта идея возникла в России не сегодня. Еще на саммите в Галифаксе (Канада) Кремль выдвинул идею о том, чтобы весной 1996 года обсудить в Москве проблему ядерной безопасности.
Но не нужно заблуждаться. Именно в "постсоветском" пространстве Кремль напомнил о своем могуществе партнерам по СНГ. "Ситуация в некоторых странах СНГ и регионах рядом с ними - главное, что вызывает у нас озабоченность", - писал недавно на страницах Wall Street Journal первый вице-премьер и министр обороны РФ Сергей Иванов в статье под заголовком "Россия должна быть сильной".
Конечно, жесткую акцию российского газового гиганта "Газпрома", на время перекрывшего поставки газа соседней Украине, можно легко объяснить. Москве нет никакого смысла "субсидировать" государство, которое хочет уклониться от любой экономической интеграции с большим соседом, сближается с НАТО и Евросоюзом. В принципе платить за газ по рыночной, а не льготной (как это было со времен распада СССР в 1991 году) цене - это решение, приемлемое не только для Украины, но и для таких стран, как Молдавия.
Однако, прибегая к такому жесткому методу, Москва сделала суровое предупреждение. Каковы бы ни были причины приостановки поставок газа Армении и Грузии (российская сторона говорит о "диверсии" на газопроводе в районе грузинской границы), этот инцидент - даже если он был случайным - звучит таким же предупреждением.
Конечно, СНГ, связывающий Россию с 11 постсоветскими республиками (три балтийских страны в него не входят), рассматривается Москвой как простое средство облегчить "развод" между странами бывшего СССР, а не как инструмент интеграции. Существуют другие структуры - такие, как Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) или Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЕС), - созданные для укрепления интеграции в оборонной и экономической областях. Своего рода "ядра". Но вопрос в том, позволит ли энергетическая "политика" или, как считают некоторые комментаторы, "газовое оружие" надолго привязать к России такую страну, как Украина?
Кремлю трудно согласиться на то, чтобы Украина, историческая Малороссия, и дальше дрейфовала в сторону Запада. Впрочем, база российского Черноморского флота располагается в порту Севастополь. Москва уже усмотрела за ноябрьской "оранжевой революцией" руку Вашингтона. Да, сегодня украинский президент Виктор Ющенко, победивший в "третьем туре" президентских выборов 2004 года "московского кандидата" Виктора Януковича, ослаблен. Мало того, что его президентские полномочия могут быть урезаны парламентом: в январе депутаты приняли резолюцию об отправке в отставку кабинета премьер-министра Юрия Еханурова, сформированного после отставки весьма популярной Юлии Тимошенко. Есть опасность, что следующие парламентские выборы, назначенные на 26 марта этого года, могут быть опротестованы.
Тем не менее Россия решила рискнуть доверием к себе со стороны руководителей крупнейших держав мира. Впрочем, Вашингтон не стал скрывать недовольства ее методами. "Когда вы говорите, что хотите стать частью мировой экономики, что вы будете действовать как ответственный участник международной экономики, нужно соблюдать правила", - заявила госсекретарь США Кондолиза Райс, критикуя "Газпром" за жесткость.
Есть опасность, что саммит в Санкт-Петербурге превратится в совещание "семерки с половиной". Ибо трудно забыть о том, что Россия, при всем ее энергетическом потенциале, занимает лишь 16-е место мире по уровню развития экономики и, во всяком случае, находится далеко позади Китая. В прошлом году американские сенаторы Джон Маккейн и Джо Либерман даже предложили конгрессу приостановить членство России в "большой восьмерке" до тех пор, пока российское правительство не "прекратит свои атаки на демократию и политическую свободу".
Однако не стоит преувеличивать последствия силового шага Москвы. Ибо сегодня у Путина есть один козырь: это относительная слабость его партнеров. Америка увязла в Ираке и сталкивается с противодействием в своем собственном "заповеднике" - Латинской Америке, а Европе ослаблена провалом проекта Евроконституции во Франции и Нидерландах. А главное - в дипломатическом плане Америка и Западная Европа рассчитывают на Москву в попытках урезонить Иран, чья ядерная авантюра тревожит всех членов "большой восьмерки".
|