Сегодня Nord Stream 2 AG, оператор проекта строительства «Северного потока — 2», получил разрешение на строительство и эксплуатацию морской части газопровода в территориальных водах Германии и сухопутной части в районе Любмина вблизи Грайфсвальда, сообщала компания.
Газотранспортная система (ГТС) Украины умирает, это очевидно для всех, об этом говорят и европейские эксперты, которые непрерывно следят за ее техническим состоянием, и в правительстве Украины, сквозь зубы, но говорят.
Украина с 2014 года финансирует ремонт и обслуживание ГТС на 10%, этого абсолютно недостаточно, и система приходит в упадок, разваливается на глазах. Экспертная группа Wintershall постоянно обследует техническое состояние ГТС Украины, пишет отчеты, и я их видел, главный вывод тут в том, что если ситуация принципиально не изменится, то в 2019 году, или примерно через полтора года, ГТС Украины умрет.
Правительство Украины понимает сложность ситуации, и в прошлом году оно попыталось привлечь средства и начать реконструкцию, но компрессорные станции, которые там стоят, настолько древние, что к ним уже давно нет запчастей. Украина обратилась в Siemens, но там им отказали, потому что платить не чем, после отказа Siemens они обратились в американскую General Electric, и там тоже получили отказ.
Украина не в состоянии обеспечить функционирование своей ГТС, и вопрос тут не в том, что Россия своими действиями исключает ее из транспортных потоков, это не так. Украина в результате коррупции и разваливания экономики лишает себя возможности обеспечить транзит. Так же как и три года назад они уничтожили свою нефтеперерабатывающую промышленность, которая была весьма неплохой.
В ЕС в свою очередь понимают, что если они хотя бы частично перестанут получать дешевый российский трубный газ, им его притрется покупать в виде сжиженного природного газа (СПГ) через порты. Как показал опыт, а в прошлом году происходили тестовые поставки, этот газ оказывается в два раза дороже российского. Это означает, что себестоимость европейской продукции резко подскочит, она перестанет быть конкурентоспособной на мировом рынке, а главным конкурентом ЕС на мировом рынке являются США, поэтому они и вводят санкции, связанные с «Северным потоком — 2».
Поэтому руководители экономических ведомств Франции и Германии говорят о том, что последние санкции являются элементом недобросовестной конкуренции США с ЕС. Все правительства ЕС поддерживают этот проект за исключением Польши, что-то возражала Дания, но быстро замолчала.
Германия уже начала понемногу вкладываться в сооружение на своей территории инфраструктуры, предназначенной для «Северного потока — 2», потому что к тому моменту, когда умрет ГТС Украины, нужно иметь альтернативу и не губить свою промышленность высокими ценами на газ.
Успеют ли достроить «Северный поток — 2»? Если объекты на суше будут готовы, то трубы по дну Балтики проложить быстро, главным препятствием обычно является расчистка трассы. Фактически «Северный поток — 2» намного нужнее странам ЕС и европейской промышленности, чем России.
Транзит через морские газопроводы намного дешевле, потому что тарифы на прокачку определяются уровнем затрат, а не уровнем аппетита стран транзитеров. Загрузка «Северного потока — 2», после запуска, конечно, будет максимальной, и Украина, на тот момент, потеряет очень много, но это не наша цель, такого результата добилось правительство Украины, не финансируя свою ГТС.
Газопровод должны запустить в начале 2020 года, ГТС Украины может быть дотянет до этого времени, но не факт. И тут расклад будет такой, или Европа попадет на хорошие деньги за те 3-5 месяцев, которые будут до пуска «Северного потока — 2», или Европе повезет, и ГТС Украины дотянет, но то, что она фактически умрет в день пуска «Северного потока — 2», это, как говориться, ясно даже и ежу.
|