Индия хочет активно инвестировать в инфраструктуру Ирана сразу после снятия международных санкций. По данным агентства , речь идет о вложениях, исчисляемых десятками миллиардов долларов. Главные цели, которые при этом преследует индийский бизнес — получить доступ к богатым ресурсам всех государств Центральной Азии, что особенно важно для энергодефицитной Индии, а также открыть новую дорогу для поставок индийских товаров в Европу. Так, индийские госкомпании Jawaharlal Neru Port Trust и Kandla Port Trust уже заключили контракт на проведение модернизации двух причалов в иранском порту Чахбехар — втором по величине в стране и ближайшем к Индии. Стоимость строительных работ оценивается в 85 млрд долларов. Находящийся на берегу Оманского залива Чахбехар имеет для обеих стран важное стратегическое значение, выполняя роль моста из Центральной Азии в Южную. И оно может еще возрасти, если будут реализованы планы индийского премьер-министра Нарендры Моди. Недавно он предложил пересмотреть проект поставки туркменского природного газа в Индию — осуществлять транзит «голубого топлива» через территорию Ирана. При этом индийское министерство нефти рассматривает возможность строительства трубопровода по дну моря от Чахбехара до Индии. Кроме того, существует план построить железную дорогу длиной 900 км от иранского порта до Афганистана, где индийские сталелитейные компании владеют правами на разработку железорудной шахты стоимостью 11 млрд долларов. Если этот проект будет реализован, Чахбехар и вовсе станет одним из крупнейших портов Индийского океана. В общей сложности, как заявил агентству Bloomberg пожелавший остаться неизвестным иранский дипломат, Иран планирует получить от Индии многомиллиардные инвестиции на строительство и модернизацию транспортной инфраструктуры. По мнению Майкла Кугельмана, эксперта Международного научного центра им. Вудро Вильсона, Индия давно посматривала в сторону Центральной Азии и сейчас хочет выступить в роли одного из ключевых участников развернувшейся в регионе «Большой игры». В этой игре на кону природные богатства не одного Ирана. Все центральноазиатские страны, по оценке экспертов BP, обладают 11% мировых разведанных запасов природного газа, а также существенными резервами нефти и угля. Только Афганистан оценивает стоимость своих природных ресурсов в 1-3 трлн долларов. Более того, участвуя в развитии иранской транспортной инфраструктуры, Индия в разы сократит для своих товаров путь в Европу. Ведь от нее до Ирана по морю — меньше 1 тыс километров. На данный момент для доставки грузов в Старый Свет Индии приходится пользоваться воздушным транспортом или морским путем через Суэцкий канал. Прямая дорога через Пакистан для страны давно закрыта по геополитическим соображениям. Однако после строительства новых железных дорог и портов в Иране, время в пути от Мумбаи до Европы может сократиться вдвое — до 16 дней. А стоимость доставки грузов, по подсчетам аналитиков, снизится сразу на 70%.
|